…странность, что праздник Покрова Божией Матери, установленный в честь победы греков над русским флотом, празднуется в Русской церкви, но забыт в греческой. В 906 году Евфимий, бывший тогда игуменом Псамафийского монастыря участвовал в возложении Пояса Пресвятой Богородицы на голову страждущей императрицы Зои Карвонопсины (то ли Черноокой то ли Углеликой), и та исцелилась.
Собор 907 года провозгласил Евфимия патриархом и прославил Покров Богородицы. Патриарх Евфимий составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление её храма в Халкопратии (Homélies mariales byzantines. Textes grecs édités et traduits en Latin par M. Jugie // Patrologia orientalis. Tom. 16. fasc. 3. 1922. P. 505).
Через пять лет Евфимия сместили. Вернувшийся прежний патриарх Николай Мистик отменил все решения собора 907 года. Но за эти пять лет празднование Покрова успело уйти в Болгарию, которая опять же за эти годы успела провозгласить свою автокефалию от Царьграда. И потому сохранила у себя этот праздник (до отмены автокефалии через сто лет) и далее передала его в Киев .
В единственном источнике про видение Покрова — «Житие святого Андрея» (http://old-ru.ru/03-44.html) — действие относится к пятому веку.
О возможном генезисе праздника Покрова см. слово В. М. Лурье https://www.youtube.com/watch?=zHrdNIpj0Fo
(по материалам статьи д. Андрея Кураева https://diak-kuraev.livejournal.com/2331530.html)